Филиал АО «Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев» — «Аэропорт Кокшетау» (далее – Аэропорт) является структурным подразделением АО «Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев» который в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 5 Закон Республики Казахстан от 27 декабря 2018 года № 204-VІ ЗРК «О естественных монополиях» отнесено к субъектам естественной монополии.
Услуги аэропорта включены в перечень регулируемых услуг (товаров, работ) субъектов естественных монополий, а именно:
- Обеспечение взлета и посадки воздушного судна, за исключением обслуживания авиаперевозок, осуществляющих транзитные пролеты через воздушное пространство Республики Казахстан с осуществлением технических посадок в аэропортах Республики Казахстан в некоммерческих целях и по международным;
- Обеспечение авиационной безопасности, за исключением обслуживания авиаперевозок, осуществляющих транзитные пролеты через воздушное пространство Республики Казахстан с осуществлением технических посадок в аэропортах Республики Казахстан в некоммерческих целях и по международным направлениям;
- Предоставление места стоянки воздушному судну сверх трех часов после посадки для пассажирских и шести часов для грузовых и грузопассажирских сертифицированных типов воздушных судов при наличии грузов (почты), подлежащих обработке (погрузке и/или выгрузке) в аэропорту посадки, за исключением обслуживания авиаперевозок, осуществляющих транзитные пролеты через воздушное пространство Республики Казахстан с осуществлением технических посадок в аэропортах Республики Казахстан в некоммерческих целях и по международным направлениям;
- Предоставление места стоянки воздушному судну на базовом аэродроме, за исключением международных направлений.
Исполнение тарифной сметы предоставлено в соответствии с Приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 19 ноября 2020 года № 90. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 20 ноября 2020 года № 19617 «Об утверждении Правил формирования тарифов».
Действующая тарифная смета на регулируемые услуги Филиала утверждена Приказом Комитета гражданской авиации Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан № 48 от 04 сентября 2020 года в следующих размерах:
- Обеспечение взлета и посадки воздушного судна, за исключением обслуживания авиаперевозок, осуществляющих транзитные пролеты через воздушное пространство Республики Казахстан с осуществлением технических посадок в аэропортах Республики Казахстан в некоммерческих целях и по международным направлениям – 2361,64 тенге / тонна без НДС;
- Обеспечение авиационной безопасности, за исключением обслуживания авиаперевозок, осуществляющих транзитные пролеты через воздушное пространство Республики Казахстан с осуществлением технических посадок в аэропортах Республики Казахстан в некоммерческих целях и по международным направлениям – 813,27 тенге / тонна без НДС;
- Предоставление места стоянки воздушному судну сверх трех часов после посадки для пассажирских и шести часов для грузовых и грузопассажирских сертифицированных типов воздушных судов при наличии грузов (почты), подлежащих обработке (погрузке и/или выгрузке) в аэропорту посадки, за исключением обслуживания авиаперевозок, осуществляющих транзитные пролеты через воздушное пространство Республики Казахстан с осуществлением технических посадок в аэропортах Республики Казахстан в некоммерческих целях и по международным направлениям – 116,03 тенге / тонна – час без НДС;
- Предоставление места стоянки воздушному судну на базовом аэродроме, за исключением международных направлений – 398,34 тенге тонна — сутки без НДС.
Аэропорт по итогам 2024 года получил доход от реализации продукции и оказанных услуг в размере 219 463 тыс. тенге, расходы составили 1 232 464 тыс. тенге, в том числе: производственные расходы 1 111 766 тыс. тенге, административные расходы 80 467 тыс. тенге.
Убыток по итогам 2024 года составил – 1 013 002 тыс. тенге. Причины убытков являются малое количество выполняемых рейсов и высокие эксплуатационные расходы, в том числе амортизационные отчисления.
По итогам 2024 года пассажиропоток аэропорта составил 50 010 пассажиров, из них отправлено: 24 868, прибыло 25 142 пассажиров. Количество рейсов составило 587, из них регулярных 364, чартерных 223 рейсов.
Действующая тарифная смета аэропорта была утверждена в упрощённом порядке в соответствии с Приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 30 марта 2019 года № 171 «Об утверждении правил формирования тарифов» на бессрочный срок действия.
Инвестиционная программа — отсутствует.
По услуге обеспечение взлета и посадки по итогам 2024 года аэропорт получил доход в размере 36 092,85 тыс. тенге или 179% от предусмотренного дохода в тарифной смете. Всего затрат составило 221 923,02 тыс. тенге или 1 103% от предусмотренных затрат в тарифной смете. По итогам 2024 года тариф за обеспечение взлета и посадки составляет 14 520,94 тенге без НДС за 1 тонну МВМ.
Причины отклонения фактически сложившихся показателей от показателей, утвержденных в тарифной смете:
— материалы – увеличение на 15 186,89 тыс. тенге или на 887% связано с приобретением материалов с производственной необходимостью.
— горюче – смазочные материалы – увеличение на 11 153,88 тыс. тенге или на 5 976% затраты сформирована в соответствии с нормами расхода топлива.
— электроэнергия – увеличение на 7 267,26 тыс. тенге или на 338% затраты сформированы по расходам задействованных оборудований, также в связи с увеличением тарифа на электроэнергию.
— заработная плата производственного персонала – увеличение 146 015,56 тыс. тенге или на 1 138% затраты сформированы согласно начислениям по фактической численности, не превышающей нормативной численности по данной услуге, также увеличена заработная плата сотрудникам.
— социальный налог – увеличение на 17 296,39 тыс. тенге или на 2 496% связано с увеличением статьи заработная плата производственного персонала.
— ОСМС — увеличение на 2 126,06 тыс. тенге или на 828% связано с увеличением статьи заработная плата производственного персонала.
— налоги – увеличение на 2 412,24 тыс. тенге или на 105% связано с высоким налогом на имущество.
По услуге обеспечение авиационной безопасности по итогам 2022 года аэропорт получил доход в размере 12 426,26 тыс. тенге или 179% от предусмотренного дохода в тарифной смете. Всего затрат составило 206 442,23 тыс. тенге или 2 979% от предусмотренных затрат в тарифной смете. По итогам 2024 года тариф за обеспечение авиационной безопасности составляет 13 511,17 тенге без НДС за 1 тонну МВМ.
Причины отклонения фактически сложившихся показателей от показателей, утвержденных в тарифной смете:
— материалы – увеличение на 12 754,7 тыс. тенге или на 4 458% связано с приобретением материалов с производственной необходимостью.
— электроэнергия – увеличение на 2 719,62 тыс. тенге или на 1 091%, затраты распределены по задействованным оборудованиям, также в связи с увеличением тарифа на электроэнергию.
— заработная плата производственного персонала – увеличение на 162 846,91 тыс. тенге или на 2 791% затраты сформированы согласно начислениям по фактической численности, не превышающей нормативной численности по данной услуге. Также в 2024 г. было увеличение заработной платы сотрудникам.
— социальный налог – увеличение на 18 894,06 тыс. тенге или на 5 997% связано с увеличением статьи заработная плата производственного персонала.
— ОСМС – увеличение на 2 413,54 тыс. тенге или на 2 069% связано с увеличением статьи заработная плата производственного персонала.
— Налоги – уменьшение на 116,77 тыс. тенге или на 91%, в связи с уменьшением амортизации.
По услуге обеспечение сверхнормативной стоянки по итогам 2024 года аэропорт получил доход в размере 4 053,49 тыс. тенге или 5 034% от предусмотренного дохода в тарифной смете. Всего затрат составило 9 269,19 тыс. тенге или 11 410% от предусмотренных затрат в тарифной смете. По итогам 2024 года тариф за обеспечение сверхнормативной стоянки составляет 480,85 тенге без НДС за 1 тонну МВМ — час.
Причины отклонения фактически сложившихся показателей от показателей, утвержденных в тарифной смете:
— материалы – увеличение на 1 454,05 тыс. тенге или на 18 933% связано с закупом товаров с производственной необходимостью.
— горюче – смазочные материалы – увеличение на 1 234,21 тыс. тенге или на 146 930% затраты сформирована в соответствии с нормами расхода топлива.
— заработная плата производственного персонала увеличена на 5 307,5 тыс. тенге или на 9 229% затраты сформированы согласно начислениям по фактической численности, не превышающей нормативной численности по данной услуге и увеличением заработной платы сотрудникам.
— социальный налог – увеличение на 595,99 тыс. тенге или на 19 164% связано с увеличением статьи заработная плата производственного персонала.
— ОСМС — увеличение на 79,33 тыс. тенге или на 6 898% связано с увеличением статьи заработная плата производственного персонала.
— налоги – увеличение на 517,58 тыс. тенге или на 5 050% связано с высоким налогом на имущество.
По услуге базирование ВС по итогам 2024 года аэропорт получил доход в размере 761,72 тыс. тенге или 439% от предусмотренного дохода в тарифной смете. Всего затрат составило 1 753,75 тыс. тенге или 1 010% от предусмотренных затрат в тарифной смете. По итогам 2024 года тариф за базирование ВС составляет 917,12 тенге без НДС за 1 тонну МВМ — сутки.
Причины отклонения фактически сложившихся показателей от показателей, утвержденных в тарифной смете:
— материалы и сырье — увеличение на 260,94 тыс. тенге или на 1 658% связано с приобретением материалов с производственной необходимостью.
— горюче – смазочные материалы – увеличение на 231,95 тыс. тенге или на 12 744% затраты сформирована в соответствии с нормами расхода топлива.
— заработная плата производственного персонала – увеличение на 8 908,81 тыс. тенге или на 714% затраты сформированы согласно начислениям по фактической численности, не превышающей нормативной численности по данной услуге. Также в 2024 г. было увеличение заработной платы сотрудникам.
— социальный налог – увеличение на 106,67 тыс. тенге или на 1 585% связано со статьей заработной платы производственного персонала.
— ОСМС – увеличение на 12,74 тыс. тенге или на 512% связано с увеличением статьи заработная плата производственного персонала.
— налоги – увеличение на 76,97 тыс. тенге или на 346% связано с высоким налогом на имущество.
И.о. Директора Таукелов М.А.
Специалист ОЭФ Краевая Н.В.